Главная страница
ПРОСНИСЬ, ЧЕЛОВЕК!
ГАЛЕРЕЙНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Галерейное обозрение русской религиозно-мистической живописи

о. Владислав ПРОВОТОРОВ
Предыидущая страница

Сон

Танец Саломеи

Раздробление артоса

Адам и Ева (лев. часть)

Адам и Ева (пр. часть)

Жёсткая пластика III

Бичевание

Ангел пустыни

Ноев Ковчег
Предыидущая страница




ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

КОНФЕРЕНЦИЯ




Валерий Харитонов
МИСТЕРИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВО СВЕТА



(стр.3 ) ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Преступление над нравственностью не замыкается, к сожалению, во внутреннем мире человека. Оно выплёскивается наружу и перекраивает земной шар по своему подобию и образу—«образу зверя». Эту ужасную правду отражает диптих «Космогония № 666» и «Вавилонская башня» (1989). «Змий древний, нарицаемый Диавол, и Сатана» (Отк 12: 9), возникающий  из преисподней, представлен Провоторовым в непривычном ракурсе: сверху вниз, вписанным в ротонду Башни. Его изображения, известные по православной иконографии, решались в условной, плоскостной перспективе; Змий же Провоторова трёхмерен. Возможно, это наиболее адекватное тексту Откровения его размещение в данном пространстве. Центральная голова Сатаны прописана со всеми подробностями: особенно обращают на себя внимание пятиконечная трещина на обтянутом кожей черепе и вторые зрачки на тыльной стороне вывернутых в титаническом напряжении глазных яблок. Это исступлённое восстание против неба, прямая война с Духом Божиим, попытка взять реванш за низвержение Денницы. Тут «Космогония» перекликается с другой работой - «Падение ангелов». Если в последней пространство разложено на векторы движения сверху вниз, то в первой - наоборот - всеохватное стремление вверх, того, кто принуждён ползать «на чреве своем» (Быт 3: 14).

Два символа, «Вавилонская башня» (в Ветхом Завете) и Вавилонская блудница (в Новом), совмещены Провоторовым в один. Удивительно, что до него этот, диктуемый самой логикой Писания, приём не был никем использован. Картина со Змием представляет вид Башни изнутри; Блудница на 7-головом Звере-Антихристе—снаружи. За образом Lady in red легко угадываются негативные черты торгово-промышленной цивилизации, всё бесстыднее попирающей незыблемые этические мерила и охотно прикрывающей постулатами свободы и всепрощения — вседозволенность и болезненную пресыщенность. Но они не могут служить замковыми камнями башни. Даже Вавилонской. И та начинает рушиться.

Образ Башни, воплощающей, судя по всему, культуру человечества, является ключевым для провоторовского символизма. В «Молитве» (1992-93) она предстаёт как столп, ставший ареной «невидимой брани» между схимником и змеем-искусителем. В её нижних этажах танцует падчерица Ирода в коралловой диадиме с окровавленной головой Иоанна Предтечи на подносе («Танец Саломеи», 1995). А где-то рядом зодиакальный Рак схватился в яростной «Схватке» (1993) с черепом гигантского Кабана, у которого почему-то светится живой глаз.

Не все произведения художника поддаются лёгкой расшифровке. Тем не менее, он прекрасно далёк как от концептуального произвола, так и от безвкусной стилизации. Несмотря на сложную архитектонику, холсты Провоторова, за счёт эмоциональной насыщенности, равно доступны взыскательному знатоку и зрителю, случайно зашедшему с улицы. Эти картины учат Добру, хотя большая часть их посвящена несомненному Злу.

Ярче всего подтверждает сказанное, выставленный в Музее Храма «Ноев Ковчег», как бы завершающий эсхатологический цикл. Тема «Ковчега» стала программной не только для самого художника, но и для композитора группы ARK Олега Макеева выпустившего одноимённый альбом с музыкой к картинам Провоторова, и для президента культурного центра «Ковчег Нового Завета» Александра Сплошнова, где последние годы можно было видеть перечисленные полотна.

Смысловые линии, протянутые к предшествующим картинам Провоторова, сходятся воедино в Ковчеге, водружённомЕ на вершину Вавилонской башни. Это чарующее и полное загадок творение, в котором гнев Божий представлен как ослепительная в своей неприступной истине гармония. Для любых проявлений натуры человека Дьявол предусмотрел бесчисленные переходы и причудливые ордера Башни, которые вот-вот накроет цунами всемирного Потопа. Но по неведомой причине её верхние арки обращаются в дикий, нетёсанный камень, над которым вздымается величественный и простой одновременно Ковчег. Только он сможет поплыть по ревущим волнам Светопреставления, только для него занимается рассвет негасимого Солнца. И только его человечество действительно сможет передать грядущим эонам.

Роман БАГДАСАРОВ
(«Независимая газета». 18.11.1998)

Приглашаем Вас обсудить живопись о. Владислава Провоторова на нашей конференции

Нектороые работы непредставленные на сайте будут опубликованы в ближайшем номере "Волшебной Горы".

METAKULTURA
© ВОЛШЕБНАЯ ГОРА
METAKULTURA