Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории
человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В
разных странах и у разных народов этот инструмент назывался
по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне
думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая
натягивалась на лук.
...Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела...
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе -
"гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента.
А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный
инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание
- основной принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и
монашестве", миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру
царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их
форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на
Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса
действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой
коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось
количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса.
Так появились гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии.
В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски
ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел
мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые"./
А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели
и стали называться "звончатыми".
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной
и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали
секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов,
были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно
пели о властях.
...О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово),
или , как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили
недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию
не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло
этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология
обработки дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно
вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента,
превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим
уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем
составе гусли щипковые - столовидные и гусли клавишнве. Звучание
этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних
гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились
современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания
древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.
Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры
на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные.
Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет
струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно
упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.
К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится
говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами
очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет
ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент.
Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия...
Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты
класса "земля - воздух", с лихвой хватило бы на строительство
маленькой музыкальной фабрики. Как все это печально и больно
осознавать сегодня. Но... гусли звучат и будут звучать вечно!
Лавров Геннадий Иванович.
25.01.2000
|