Главная страница
ВОЛШЕБНАЯ ГОРА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
.
 
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
№24, 14 ИЮНЯ 1994 Г.


ОДИССЕЯ ДУХОВНЫХ АВАНТЮР

Журналами нынешних читателей не удивить. И все таки журнал «Волшебная гора» стал явлением и продемонстрировал необходимые магнетические свойства для притяжения внимания. Журнал — не для всех. Как говорится в редакционном обращении к читателям первого номера, «Волшебная гора» — это одиссея духовных авантюр, искушений, странствий...» На вопросы корреспондента «КО» отвечает главный редактор журнала Артур МЕДВЕДЕВ.

— Какова концепция журнала? Чем он отличается от подобных себе и что прибавляет нового к нашим представлениям о духовной жизни России?

— Если бы потребовалось отвечать на вопрос о главной теме журнала, то сделать это можно было бы тремя словами — феноменология русского духа. Феноменология, проявляющаяся во всех направлениях такого емкого понятия, как культура. Так как «Волшебная гора» — журнал философско-литературный, то большее место в нем отводится собственно философским и художественным текстам, но при этом в каждом номере обязательно будут присутствовать рубрики, посвященные живописи, кино, театру.

Сам журнал делится на две части, основную — «Волшебная гора», и приложение — «Библиотека форм». Если первая является более концептуальной: одна из главных тем — русская метафизика, русская стихийность на путях обретения формы,  то «БФ» - это просто раздел журнала с разнообразными, не связанными между собой статьями, показавшимися нам интересными, заслуживающими внимания.

Если говорить об отличии «Волшебной горы» от немалого количества уже существующих культурологических журналов, то, прежде всего, следует сказать, что мы не ставили самоцелью — выделиться. «Волшеб­ная гора» содержательно и композиционно построена вполне традиционно. Другое дело, о чем и как мы собираемся говорить в таких привычных разделах, как: проза и поэзия, философия, вернисаж, театр и т.д. По этому поводу скажу лишь то, что наша редколлегия обладает, как и многие творческие коллективы, своими субъективными взглядами на те или иные проблемы. Журнал, таким образом, является своеобразным их выразителем, а уж что из этого получается — пусть читатели оценивают сами.

Лучший ответ на вопрос о том, что же нового «Волшебная гора» может привнести к нашим представлениям о духовной жизни России, на мой взгляд, содержится в реплике И.Ильина на критику его книги «О сопротивлении злу силой» Н.Бердяевым: «Искать надо верного, а не нового; истина для нас желанна и обязательна даже тогда, когда она окажется банальностью...»

— Кто может стать и стал автором вашего журнала?

— Журнал готов предоставить слово любому оригинально мыслящему человеку, независимо от его взглядов и убеждений, но право на собственное мнение и — соответственно — комментарий мы оставляем за собой. Главное, чтобы это было как актуально (ведь те же Достоевский и Ильин очень актуальные авторы), так и талантливо. Лично для меня в первом номере «ВГ» таковым является роман «Русский молодец» Ерофея Бенедиктова. Кстати, в журнале будут и переводы тех западных или восточных мыслителей, которые по своим взглядам наиболее нам близки, прежде всего, это — французский традиционалист Рене Генон и итальянский христианский спиритуалист Микеле Шакка.

—     Какие рубрики существуют в журнале?

—    Пожалуй, следует сказать о таких рубриках, как «Достоевский и его комментаторы» и «Культурологический словарь «Волшебной горы» (персонзлии). В первой будут помешаться статьи и фрагменты из книг авторов, к сожалению, практически совсем неизвестных широкому кругу читателей, — Георгия Мейера, Альфреда Бема, Аарона Штейнберга, так как по глубине проникновения в творчество Достоевского они порой превосходили многих известных исследователей; там же — и ныне живущие интерпретаторы. Так, в первом номере «ВГ», помимо «опыта медленного чтения» Г.Мейера, опубликованы фрагменты из книги Дмитрия Галковского. В «Культурологическом словаре «ВГ» будет предпринята попытка устами самих авторов (философов, писателей, музыкантов...) предъявить свое творческое кредо с автобиографической и библиографической справками.

— Какова направленность вашего журнала: левый ли он или правый, традиционный или авангардистский, революционный или консервативный?

— Политическую ориентацию нашего журнала я как главный редактор могу определить следующими словами: духовно мы находимся в оппозиции как к левым, если это сегодняшний расхожий тип «демократа», так и к правым, если это тип архаичного коммуниста. Наверное, в политике мы больше консерваторы. Чем больше мне приходится наблюдать и вникать в суть того, что происходит как в мире, так ив России, тем больший пессимизм охватывает меня. Буржуазно-коммунистическому духу безликого мещанства противостоят в основном одиночки, голосам которых внемлют такие же одиночки. Поэтому и свою задачу, и задачу журнала я вижу главным образом в пополнении их рядов и посильном противостоянии мировому царству массовой культуры. Уверен, что мою точку зрения разделяет большинство членов редколлегии, хотя я допускаю наличие ряда разногласий, которые тем не менее не настолько велики, чтобы внести раскол.

«Волшебная гора», говоря на традиционные темы, будет часто пытаться делать это не совсем традиционно. Но модернистами мы вряд ли станем, ибо считаем, что как в России, так и во всем мире слишком много утрачено в области Духа, Метафизики, Национального своеобразия. Поэтому, находясь в постоянном творческом поиске нового, необходимо пытаться восстанавливать утраченную Традицию.

— Где вы нашли деньги на жур­нал? Какие проблемы и сложности были в издании?

— От возникновения идеи издавать журнал до ее воплощения прошло примерно два года. Это произошло только из-за отсутствия необходимой суммы денег. За это время пришлось столкнуться с большим количеством  людей,  обещавших профинансировать выход журнала, но затем, в самый последний момент, они брали свои слова обратно или просто исчезали.

В заключение скажу, что нашей главной проблемой по-прежнему, как и вначале, является финансирование. Кто будет оплачивать тиражи следующих номеров — пока не известно. Очень хочется надеяться, что спонсоры найдутся.

 
Design © METAKULTURA
© ВОЛШЕБНАЯ ГОРА
отключение adblue